22 июня 1941 г. радио принесло тревожную, страшную весть: фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась война. В этот выходной день большинство сотрудников пришли в Управление гидрометслужбы Казахской ССР. Обменивались мнениями. Каждый понимал серьезность положения.
Уже на следующий день чувствовался военный режим работы.
Бюро погоды и часть периферийных прогностических органов сразу перешли на работу по режиму военного времени. При бюро погоды была временно организована отдельная группа, которая составляла и передавала авиационные прогнозы погоды по большинству авиатрасс Казахстана. Через несколько дней был осуществлен выезд работников ОСП (отдела службы прогнозов) на места для организации и создания необходимых условий работы в гидрометбюро (ГМБ), которые тогда именовались ОМС (областные метеостанции) и АМСГ (авиаметстанции гражданские).
Война требовала увеличения расходов на оборону страны. Следовательно, необходимо было, с одной стороны, укреплять прогностические органы, и с другой, где только возможно, проводить разумную экономию. Ввиду этого был закрыт ряд АМСГ II разряда (без синоптической работы), которые для обслуживания авиации не имели большого значения. В большинстве пунктов, где находились гидрометбюро и АМСГ, синоптические группы этих под-разделений были объединены и базировались в аэропортах при АМСГ. На них было возложено метеообслуживание авиации и других отраслей народного хозяйства. Там, где базирование в аэропортах исключалось, метеообеспечение авиации прогнозами погоды производилось из гидрометбюро.
В военное время особую важность приобрело метеообеспечение воинских подразделений, авиационного и железнодорожного транспорта, промышленных объектов оборонного значения.
Особенно оживленными в период войны были: южная трасса - Алма-Ата -Джамбул-Чимкент-Туркестан-Джусалы-Челкар-Актюбинск-Куйбышев-Москва, связывающая Казахстан и Среднеазиатские республики с Москвой и фронтом, и авиатрасса, проходящая с востока на запад через Петропавловск, по которой шла военная авиационная техника. Большую нагрузку несли также АМСГ Уральск, Караганда, Балхаш и Семипалатинск. Обслуживалось семь железных дорог: Туркестано-Сибирская, Караган-динская, участки Ташкентской, Рязано-Уральской, Южно-Уральской, Омской и Томской. Дороги обслуживали информацией о фактической погоде и прогнозами погоды, в том числе штормоповещениями и штормпредупреждениями об опасных для железнодорожного транспорта явлениях погоды. Метеообеспечение железных дорог в военное время имело большое значение, так как транспортировка военных грузов и воинских частей в основном производилась по железным дорогам.
Кроме того, осенью 1941 г. в Казахстан были эвакуированы авиационные школы. Подразделения Чугуевской авиашколы разместились в Чимкентской и Джамбулской областях; Сталинградская и Ворошиловградская - в Уральске и Кустанае, в Петропавловске - Старобельская авиашкола. Чугуевская авиашкола имела свою авиаметстанцию, которая находилась и работала в Чимкенте в тесном контакте с АМСГ Чимкент. Однако подразделения школы, располагавшиеся на территории двух областей с весьма пересеченным горным рельефом, нуждались в метеообеспечении на местах. К метеообслуживанию этих подразделений привлекались АМСГ Джамбул и вновь организованные для этой цели небольшие АМСГ со своими самостоятельными синоптическими группами - в Сас-Тюбе, Манкенте, Георгиевке, Арыси и Туркестане (последняя на базе АМСГ II разряда).
Для этих подразделений необходимо было выделить радиоприемные станции со всем необходимым оборудованием, метеорологические приборы, синоптический руководящий и бланковый материал и направить специалистов-синоптиков, радистов, метеонаблюдателей и наносителей синоптических карт.
Эту работу удалось выполнить в короткий срок.
В канун войны аэрологическая сеть Казахстана состояла из 21 пункта ветрового зондирования атмосферы (шаропилотных пунктов) и пунктов температурного зондирования - в Алма-Атинской обсерватории (радиозондирование) и самолетного зондирования - при АМСГ Алма-Ата и Актюбинск. Однако синоптики и авиация все более нуждались в расширении ветровых и температурных данных на высотах. В 1943 г. было организовано радиозондирование при АМСГ Караганда. Большую работу по организации радиозондирования в Караганде провел А. Х. Бабкин, который был первым на периферии специалистом по радиозондированию атмосферы. Бабкин освоил все смежные профессии работников АМСГ и в дальнейшем был выдвинут на должность начальника АМСГ Караганда. В 1944 г. было организовано радиозондирование при АМСГ Семипалатинск. Продолжалось развитие и шаропилотных пунктов. В 1941-1942 гг. были открыты шаропилотные ветровые пункты в Джаркенте (Панфилов), Карсакпае, Бетпак-Дале и Большенарымском.
Методическое руководство аэрологической сетью осуществляла Алма-Атинская обсерватория в лице ее директора А.Т.Бергуна, Н.В.Ханевской, К.И.Величко (Бергун) и позднее Н.Ф.Гельмгольцем, которые были эвакуированы в Казахстан. Вначале Гельмгольц работал аэрологом в Караганде и Карсакпае. В Караганде он оказал большую помощь в организации пункта радиозондирования при АМСГ.
Также в начале войны в Казахстан были эвакуированы работники управления гидрометслужбы Украинской ССР инженеры-синоптики М.В.Плесконосова, Е.Я.Штафинская и Р.С.Голубов. Голубов был мобилизован в армию, а Плесконосова и Штафинская работали на АМСГ Аягуз, затем Штафинская была назначена начальником АМСГ Караганда, где она работала всю войну и сделала очень многое для метеообеспечения авиации.
В период войны объем обслуживания авиации по количеству самолетовылетов и авиатрасс все время возрастал, сеть АМСГ продолжала развиваться, но синоптиков не хватало ни в бюро погоды, ни на периферии. Работники ОСП часто дежурили синоптиками в бюро погоды.
Большинство синоптиков на периферии имели только курсовую подготовку, реже среднетехническую и только единицы имели высшее образование. Опыт работы был тоже невелик. Необходимо было как можно чаще осуществлять контроль и оказывать практическую помощь на местах, поэтому инспекции АМСГ и ГМБ проводились часто и были продолжительными. Командировка по инспекции сразу охватывала несколько точек «по цепочке». Стоимость такой командировки была меньше, чем если бы работник выезжал на одну точку, возвращался и затем выезжал на следующую. В то время в командировки разрешалось ездить только поездом. Инспекция нескольких точек «по цепочке» хотя и сокращала время командировок, но в целом время командировок работников сектора составляло большую часть года, иной раз в общей сложности до девяти месяцев в году. В 1943 г. Т. В. Балталина и синоптик АМСГ Алма-Ата М. Н. Шамассова были направлены на АМСГ Балхаш не только для инспекции, но и на работу до укомплектования штата синоптиков и подбора начальника АМСГ.
Балталина работала начальником АМСГ, а Шамассова старшим синоптиком. За восемь месяцев работы на АМСГ Балхаш они установили там образцовый порядок и обеспечили высокое качество обслуживания авиации. Основной трудностью в работе синоптиков в военные годы было составление прогнозов погоды по «обрезанной» карте, так как данных о фактическом состоянии погоды на территории Европы не поступало, а, как известно, в наших широтах синоптические процессы и барические образования в основном перемещаются с запада на восток. Для оказания методической помощи синоптикам АМСГ и ГМБ была создана отдельная группа, в которой работали синоптики Е.В. Пиневич, Е.М.Ильичева, старший техник Т.Г.Минькова (Ершова). Возглавлял эту группу инженер Л. В. Клименко. Группа занималась физико-географическими описаниями авиатрасс, выполняла отдельные работы по регио-нальной синоптике, составляла методические указания. Все это помогало периферийным синоптикам в их работе, способствовало улучшению качества анализа аэросиноптического материала и повышению оправдываемости прогнозов погоды. Также следует отметить большую методическую помощь, которую оказали эвакуированные в Алма-Ату специалисты Т. М. Таубер и Е. М. Байбакова. Таубер составил для АМСГ большой синоптический справочник со всякого рода таблицами, которыми пользовались и руководствовались все синоптики АМСГ.
Подавляющее большинство начальников, синоптиков, техников, радистов, аэрологов и других работников АМСГ во время войны в тяжелых условиях работали с полной отдачей сил. Кроме ранее указанных товарищей, следует отметить хорошую работу начальника АМСГ Алма-Ата А. И. Быстровой, бортаэрологов П. Г. Чернышевой, М. М. Кривошеиной, начальника АМСГ Актюбинск А. П. Калечица, сменившего его С. Т. Султанова, бортаэролога той же АМСГ 3. П. Ожигановой и многих, многих других. Многие товарищи были награждены медалями «За победу над Германией», грамотами Верховного Совета Казахской ССР и отмечены другими наградами.
Работники ОСП, сектора обслуживания авиации и народного хозяйства, весь аппарат Управления (начальник И. Ф. Порфирьев), начальники отделов и секторов весь период войны работали с большой нагрузкой и, как правило, не только в дневное время, но и каждый вечер. Это было требованием времени и обстановки.
Кроме всего прочего, нужна была регулярная информация о проделанной работе для Главного управления гидрометслужбы Красной Армии. Начальник Управления Порфирьев в годы войны уделял исключительное внимание вопросам организации обслуживания авиации и оказывал помощь в работе ОСП и сектора обслуживания авиации и народного хозяйства. В 1942 и 1943 гг.
Управление гидрометслужбы Казахской ССР за высокие показатели в обслуживании авиации дважды награждалось переходящим Красным знаменем Главного управления гидрометслужбы Красной Армии и Центрального комитета профсоюза авиаработников, а начальник Управления И. Ф. Порфирьев - орденами «Знак Почета» и Отечественной войны I степени.
В далёком 1936 году двадцатилетней, молоденькой девушкой пришла в гидрометслужбу Казахстана Бендюкова (тогда ещё Щукина) Нина Фёдоровна, получив направление на работу после окончания Ташкентского гидрометеорологического техникума по специальности «гидро-логия». Это был год становления гидрометслужбы СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 ноября 1936 года было организовано Главное Управление Гидрометслужбы при СНК СССР. Гидрометслужба стремительно развивалась. На метеорологических станциях ввели четырехсрочные круглосуточные наблюдения. Организуется и быстро растёт аэрологическая сеть наблюдений. Впервые осуществлён выпуск радиозонда в г. Алма-Ате. Безусловно, начинать трудовую деятельность в период стремительного развития гидрометслужбы Казахстана было очень интересно.
Синоптические карты и прогнозы погоды, впервые выпущенные в конце 1932 года, привлекали своей необычностью. Расширение метеорологической сети наблюдений повышало информативность этих карт, а круглосуточные наблюдения позволяли следить за изменением погодных условий на территории республики.