Қолайсыз метеорологиялық жағдайлары
Ескертулер картасы
Наукастинг
Туристік бағдарлар пункттері бойынша ауа райы болжамы
Фондық анықтама
Ауа сапасын болжау "SILAM" моделі
Мемлекеттік климаттық кадастр
Интерактивті карталар мен деректер
Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл туралы
Ауа райының сандық болжамы
22 июня 1941 г. радио принесло тревожную, страшную весть: фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась война. В этот выходной день большинство сотрудников пришли в Управление гидрометслужбы Казахской ССР. Обменивались мнениями. Каждый понимал серьезность положения.
Уже на следующий день чувствовался военный режим работы.
Бюро погоды и часть периферийных прогностических органов сразу перешли на работу по режиму военного времени. При бюро погоды была временно организована отдельная группа, которая составляла и передавала авиационные прогнозы погоды по большинству авиатрасс Казахстана. Через несколько дней был осуществлен выезд работников ОСП (отдела службы прогнозов) на места для организации и создания необходимых условий работы в гидрометбюро (ГМБ), которые тогда именовались ОМС (областные метеостанции) и АМСГ (авиаметстанции гражданские).
Война требовала увеличения расходов на оборону страны. Следовательно, необходимо было, с одной стороны, укреплять прогностические органы, и с другой, где только возможно, проводить разумную экономию. Ввиду этого был закрыт ряд АМСГ II разряда (без синоптической работы), которые для обслуживания авиации не имели большого значения. В большинстве пунктов, где находились гидрометбюро и АМСГ, синоптические группы этих под-разделений были объединены и базировались в аэропортах при АМСГ. На них было возложено метеообслуживание авиации и других отраслей народного хозяйства. Там, где базирование в аэропортах исключалось, метеообеспечение авиации прогнозами погоды производилось из гидрометбюро.
В военное время особую важность приобрело метеообеспечение воинских подразделений, авиационного и железнодорожного транспорта, промышленных объектов оборонного значения.
Особенно оживленными в период войны были: южная трасса - Алма-Ата -Джамбул-Чимкент-Туркестан-Джусалы-Челкар-Актюбинск-Куйбышев-Москва, связывающая Казахстан и Среднеазиатские республики с Москвой и фронтом, и авиатрасса, проходящая с востока на запад через Петропавловск, по которой шла военная авиационная техника. Большую нагрузку несли также АМСГ Уральск, Караганда, Балхаш и Семипалатинск. Обслуживалось семь железных дорог: Туркестано-Сибирская, Караган-динская, участки Ташкентской, Рязано-Уральской, Южно-Уральской, Омской и Томской. Дороги обслуживали информацией о фактической погоде и прогнозами погоды, в том числе штормоповещениями и штормпредупреждениями об опасных для железнодорожного транспорта явлениях погоды. Метеообеспечение железных дорог в военное время имело большое значение, так как транспортировка военных грузов и воинских частей в основном производилась по железным дорогам.
Кроме того, осенью 1941 г. в Казахстан были эвакуированы авиационные школы. Подразделения Чугуевской авиашколы разместились в Чимкентской и Джамбулской областях; Сталинградская и Ворошиловградская - в Уральске и Кустанае, в Петропавловске - Старобельская авиашкола. Чугуевская авиашкола имела свою авиаметстанцию, которая находилась и работала в Чимкенте в тесном контакте с АМСГ Чимкент. Однако подразделения школы, располагавшиеся на территории двух областей с весьма пересеченным горным рельефом, нуждались в метеообеспечении на местах. К метеообслуживанию этих подразделений привлекались АМСГ Джамбул и вновь организованные для этой цели небольшие АМСГ со своими самостоятельными синоптическими группами - в Сас-Тюбе, Манкенте, Георгиевке, Арыси и Туркестане (последняя на базе АМСГ II разряда).
Для этих подразделений необходимо было выделить радиоприемные станции со всем необходимым оборудованием, метеорологические приборы, синоптический руководящий и бланковый материал и направить специалистов-синоптиков, радистов, метеонаблюдателей и наносителей синоптических карт.
Эту работу удалось выполнить в короткий срок.
В канун войны аэрологическая сеть Казахстана состояла из 21 пункта ветрового зондирования атмосферы (шаропилотных пунктов) и пунктов температурного зондирования - в Алма-Атинской обсерватории (радиозондирование) и самолетного зондирования - при АМСГ Алма-Ата и Актюбинск. Однако синоптики и авиация все более нуждались в расширении ветровых и температурных данных на высотах. В 1943 г. было организовано радиозондирование при АМСГ Караганда. Большую работу по организации радиозондирования в Караганде провел А. Х. Бабкин, который был первым на периферии специалистом по радиозондированию атмосферы. Бабкин освоил все смежные профессии работников АМСГ и в дальнейшем был выдвинут на должность начальника АМСГ Караганда. В 1944 г. было организовано радиозондирование при АМСГ Семипалатинск. Продолжалось развитие и шаропилотных пунктов. В 1941-1942 гг. были открыты шаропилотные ветровые пункты в Джаркенте (Панфилов), Карсакпае, Бетпак-Дале и Большенарымском.
Методическое руководство аэрологической сетью осуществляла Алма-Атинская обсерватория в лице ее директора А.Т.Бергуна, Н.В.Ханевской, К.И.Величко (Бергун) и позднее Н.Ф.Гельмгольцем, которые были эвакуированы в Казахстан. Вначале Гельмгольц работал аэрологом в Караганде и Карсакпае. В Караганде он оказал большую помощь в организации пункта радиозондирования при АМСГ.
Также в начале войны в Казахстан были эвакуированы работники управления гидрометслужбы Украинской ССР инженеры-синоптики М.В.Плесконосова, Е.Я.Штафинская и Р.С.Голубов. Голубов был мобилизован в армию, а Плесконосова и Штафинская работали на АМСГ Аягуз, затем Штафинская была назначена начальником АМСГ Караганда, где она работала всю войну и сделала очень многое для метеообеспечения авиации.
В период войны объем обслуживания авиации по количеству самолетовылетов и авиатрасс все время возрастал, сеть АМСГ продолжала развиваться, но синоптиков не хватало ни в бюро погоды, ни на периферии. Работники ОСП часто дежурили синоптиками в бюро погоды.
Большинство синоптиков на периферии имели только курсовую подготовку, реже среднетехническую и только единицы имели высшее образование. Опыт работы был тоже невелик. Необходимо было как можно чаще осуществлять контроль и оказывать практическую помощь на местах, поэтому инспекции АМСГ и ГМБ проводились часто и были продолжительными. Командировка по инспекции сразу охватывала несколько точек «по цепочке». Стоимость такой командировки была меньше, чем если бы работник выезжал на одну точку, возвращался и затем выезжал на следующую. В то время в командировки разрешалось ездить только поездом. Инспекция нескольких точек «по цепочке» хотя и сокращала время командировок, но в целом время командировок работников сектора составляло большую часть года, иной раз в общей сложности до девяти месяцев в году. В 1943 г. Т. В. Балталина и синоптик АМСГ Алма-Ата М. Н. Шамассова были направлены на АМСГ Балхаш не только для инспекции, но и на работу до укомплектования штата синоптиков и подбора начальника АМСГ.
Балталина работала начальником АМСГ, а Шамассова старшим синоптиком. За восемь месяцев работы на АМСГ Балхаш они установили там образцовый порядок и обеспечили высокое качество обслуживания авиации. Основной трудностью в работе синоптиков в военные годы было составление прогнозов погоды по «обрезанной» карте, так как данных о фактическом состоянии погоды на территории Европы не поступало, а, как известно, в наших широтах синоптические процессы и барические образования в основном перемещаются с запада на восток. Для оказания методической помощи синоптикам АМСГ и ГМБ была создана отдельная группа, в которой работали синоптики Е.В. Пиневич, Е.М.Ильичева, старший техник Т.Г.Минькова (Ершова). Возглавлял эту группу инженер Л. В. Клименко. Группа занималась физико-географическими описаниями авиатрасс, выполняла отдельные работы по регио-нальной синоптике, составляла методические указания. Все это помогало периферийным синоптикам в их работе, способствовало улучшению качества анализа аэросиноптического материала и повышению оправдываемости прогнозов погоды. Также следует отметить большую методическую помощь, которую оказали эвакуированные в Алма-Ату специалисты Т. М. Таубер и Е. М. Байбакова. Таубер составил для АМСГ большой синоптический справочник со всякого рода таблицами, которыми пользовались и руководствовались все синоптики АМСГ.
Подавляющее большинство начальников, синоптиков, техников, радистов, аэрологов и других работников АМСГ во время войны в тяжелых условиях работали с полной отдачей сил. Кроме ранее указанных товарищей, следует отметить хорошую работу начальника АМСГ Алма-Ата А. И. Быстровой, бортаэрологов П. Г. Чернышевой, М. М. Кривошеиной, начальника АМСГ Актюбинск А. П. Калечица, сменившего его С. Т. Султанова, бортаэролога той же АМСГ 3. П. Ожигановой и многих, многих других. Многие товарищи были награждены медалями «За победу над Германией», грамотами Верховного Совета Казахской ССР и отмечены другими наградами.
Работники ОСП, сектора обслуживания авиации и народного хозяйства, весь аппарат Управления (начальник И. Ф. Порфирьев), начальники отделов и секторов весь период войны работали с большой нагрузкой и, как правило, не только в дневное время, но и каждый вечер. Это было требованием времени и обстановки.
Кроме всего прочего, нужна была регулярная информация о проделанной работе для Главного управления гидрометслужбы Красной Армии. Начальник Управления Порфирьев в годы войны уделял исключительное внимание вопросам организации обслуживания авиации и оказывал помощь в работе ОСП и сектора обслуживания авиации и народного хозяйства. В 1942 и 1943 гг.
Управление гидрометслужбы Казахской ССР за высокие показатели в обслуживании авиации дважды награждалось переходящим Красным знаменем Главного управления гидрометслужбы Красной Армии и Центрального комитета профсоюза авиаработников, а начальник Управления И. Ф. Порфирьев - орденами «Знак Почета» и Отечественной войны I степени.
В далёком 1936 году двадцатилетней, молоденькой девушкой пришла в гидрометслужбу Казахстана Бендюкова (тогда ещё Щукина) Нина Фёдоровна, получив направление на работу после окончания Ташкентского гидрометеорологического техникума по специальности «гидро-логия». Это был год становления гидрометслужбы СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 ноября 1936 года было организовано Главное Управление Гидрометслужбы при СНК СССР. Гидрометслужба стремительно развивалась. На метеорологических станциях ввели четырехсрочные круглосуточные наблюдения. Организуется и быстро растёт аэрологическая сеть наблюдений. Впервые осуществлён выпуск радиозонда в г. Алма-Ате. Безусловно, начинать трудовую деятельность в период стремительного развития гидрометслужбы Казахстана было очень интересно.
Синоптические карты и прогнозы погоды, впервые выпущенные в конце 1932 года, привлекали своей необычностью. Расширение метеорологической сети наблюдений повышало информативность этих карт, а круглосуточные наблюдения позволяли следить за изменением погодных условий на территории республики.